В связи с ростом популярности активного образа жизни и возрастающего интереса к проведению различных туристических фестивалей и соревнований, все больше внимания организаторов уделяется вопросам безопасности, в том числе и при использовании специального снаряжения. Зачастую можно наблюдать спортсменов, которые в спортивном порыве включают страховочные элементы неправильным, с точки зрения классической школы туризма образом, т.е. в верхнюю горизонтальную планку, проходящую между коушами грудной обвязки. При этом, спортсмены утверждают, что подобный способ включения страховочного элемента ничем не хуже классического включения в грудное перекрестье, образуемое двумя ветвями веревки, выходящих из обвязочного узла. 8 июня 2009 года сотрудниками Группы компаний “Vento“ проводились испытания страховочных систем. В том числе, одной из целей испытаний стало исследование предельных нагрузок для сблокированных спортивных страховочных систем при факторе рывка равным 2 в различных вариантах крепления страховочного элемента. В ходе испытаний использовались грудная обвязка «Бабочка регулируемая» и поясная беседка «Поясная стандарт», сблокированные между собой куском 10 мм веревки производства Коломенского завода «Канат». Испытания проводились с использованием стокилограммового манекена, сбрасываемого с высоты 2 метра над уровнем точки на цепном тросе (соответствует требованием ГОСТ Р). Измерения проводились при помощи динамометра подключенного к компьютеру. Испытание 1. Страховочный фал был подключен к грудному перекрестью. Карабин проходит через две основные веревки, выходящие из обвязочного узла (булинь). При сбрасывании груза динамометр показал предельную нагрузку в 540 кгс. Манекен остался в обвязке, находится под углом 60° относительно горизонта. Страховочный фал был включен в верхнюю планку (веревку, проходящую между коушами верхней обвязки). При сбрасывании груза динамометр показал предельную нагрузку в 1 180 кгс. Манекен остался в обвязке, находится под углом 70° относительно горизонта. После Для получения результатов коллектив ГК "Vento" обратился за комментариями к кандидату медицинских наук Шамалову Н.А. для разъяснения возможных последствий срыва для человека при использовании того или иного способа включения страховки в систему. Комментарий к статье «О различных способах включения страховки в систему» В данной статье приводятся результаты испытаний двух различных способов крепления страховочного элемента к сблокированным спортивным страховочным системам. В первом варианте крепление осуществлялось к грудному перекрестью, карабин проходил через 2 основные веревки, выходящие из обвязочного узла, предельная нагрузка равнялась 540 кгс, при этом манекен находился под углом 60° относительно горизонта. Во втором варианте крепление страховочного фала осуществлялось в верхнюю планку, предельная нагрузка равнялась 1 180 кгс, манекен находился под углом 70°. Как следует из приведенных данных, во втором варианте крепления отмечалось значительное увеличение нагрузки – более чем в 2 раза по сравнению с первым вариантом крепления, а также больший угол зависания на страховочной веревке относительно горизонта. Основная часть нагрузки (разрывающего характера) в таком случае приходится на грудной отдел позвоночника, а не распределяется между позвоночником (за счет грудной обвязки) и тазом (за счет беседки), что может привести к переломам позвоночника, ребер, повреждению спинного мозга, органов грудной клетки. Даже без учета более выраженной нагрузки при рывке, в случае длительного зависания (более 10-15 минут) при втором варианте крепления возможно более быстрое наступление необратимых изменений, в итоге приводящих к гибели вследствие сдавления грудной клетки (вследствие дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности). Таким образом, результаты проведенных испытаний убедительно продемонстрировали бóльшую безопасность крепления страховочного фала к грудному перекрестью обвязочной веревки. Н.А.Шамалов, к.м.н. Выводы и рекомендации: Проанализировав результаты испытаний, сотрудники Группы компаний “Vento” рекомендуют при проведении туристических путешествий, горовосхождений, проведении соревнований по технике горного и пешеходного туризма, включать страховочную веревку исключительно в грудное перекрестье образуемое при вязке блокировочного узла. При проведении соревнований судьям необходимо отслеживать правильное включение страховочных элементов. В случае неправильного применения останавливать и принуждать к исправлению ошибки. В процессе обучения рекомендуется акцентировать внимание на правильное включение страховочной веревки в страховочную систему. |